Вопросы преподавания прав человека обсудили накануне в прямом эфире авторской программы Уполномоченного «Имеем право» на «Радио России. Ярославль». Гостями Сергея Бабуркина в эфире стали Алина Астафьева, директор ярославской школы №18 и Алексей Чернышев, руководитель региональной общественной организации "ЯрСпас".
Основным вопросом, который омбудсмен и гости программы обсуждали в ходе прямого эфира, стал вопрос важности и нужности правового просвещения в школах. Сергей Бабуркин напомнил, что Аппарат федерального омбудсмена недавно обратился в министерство науки и высшего образования РФ с просьбой создать образовательный модуль по правам человека для школьников. Об этом в начале октября сообщила Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
И если студентам права человека сегодня преподают более чем в 700 вузах страны, то этот же предмет в школах ученики изучают в рамках курсов «Обществознание» и «Право». Многие специалисты сегодня солидарны с федеральным омбудсменом в желании углубить знания школьников в области прав человека и эта солидарность выражается в стремлении обогатить имеющиеся академические курсы творческими задачами, организовать встречи учеников с правозащитниками.
Гости эфира отметили, что уже во многих ярославских школах преподаванию прав человека уделяется серьезное внимание и рассказали о том, что преподавание этой дисциплины начинается еще в младшей школе. Информация, грамотно преподнесенная детям с помощью иллюстративных материалов и творческих заданий, помогает им принимать важные ценности не только на сознательном, но и на подсознательном уровне.
Слушателей, позвонивших в студию, интересовало, как ученики смогут соотносить полученные знания с жизненными ситуациями, насколько осознанно младшие школьники воспринимают полученный материал, обучают ли детей правилам поведения и правам при взаимодействии с правоохранительными органами, дают ли возможность встречаться с носителями практических знаний.
В ходе беседы гости эфира подняли и вопрос успешности преподавания прав человека, и подчеркнули, что кроме формальных признаков понимания учениками знаний – сдал ли ЕГЭ, совершил или не совершил правонарушение – должны решаться и практические задачи: умение работать с информационными источниками, самостоятельно составлять обращения, тексты выступлений по заданной теме и т.д.
Было отмечено, что уже достаточно широк круг директоров ярославских школ, имеющих желание более глубоко и полно обучать детей правам человека. Участники эфира выразили надежду на то, что число подобных школ, где дети могут обрести столь важные и нужные знания, будет со временем увеличиваться.
Прослушать эфир программы «Имеем право!»