Уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину нередко поступают обращения от граждан, сетующих на то, что с них взимают повышенную плату за коммунальные услуги, если выявляется факт завершения срока поверки счетчиков энергоресурсов или их неисправности.
Работа омбудсмена с подобными жалобами показала: жители региона недостаточно информированы о правилах начисления оплаты за потребление воды, электричества, газа. Отсутствие информации приводит к судебным тяжбам, а также влечет за собой негативное отношение к судебной системе и к нормотворчеству в этой сфере.
Следует признать: нормативно-правовые акты сферы коммунальных услуг действительно непросты для восприятия для обычного потребителя. К примеру, начисление «по среднегодовому потреблению» энергоресурса и выставление «по утвержденным нормативам» становятся понятным многим, к сожалению, уже при взыскании сумм судами.
Стремясь реализовать законодательство об энергоэффективности, потребителей стимулируют контролировать сроки поверки приборов учета энергоресурсов и их исправность с помощью принятия специальных нормативно-правовых актов.
Но сами потребители, не всегда вдаваясь в детали регулирования, могут не поставить в известность поставщика энергоресурсов о неисправности прибора учета и теряют возможность расчета по среднемесячному потреблению, а не по нормативу, который значительно выше среднего расхода энергоресурсов.
Уполномоченный напоминает о том, что существуют нормативные документы, которые регламентируют спорные ситуации.
- Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549.
Установлено, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 28,30 и 31 настоящих Правил – случаи расчета по нормативу, п. 30 – по среднему потреблению).
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; действие пп. «д» п. 81(12) - истечение межповерочного интервала - приостановлено до 01.01.2021 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424)).
До этой даты приборы применяются без проведения поверки (Письмо Росстандарта № АА-275/04, Росаккредитации № НС-73 от 21.04.2020); 85(3). В случае составления акта об отказе в допуске к прибору учета, предусмотренного п. 85 настоящих Правил, по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с п. 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.
Соответственно, Правила, утвержденные Постановлением № 354, применяются при расчетах за электроэнергию и водоснабжение.
Таким образом, чтобы избежать излишних трат при оплате коммунальных услуг, следует вовремя производить поверку счетчиков, а также сообщать в энергоснабжающие организации о неисправности приборов учета и принимать меры к их своевременному ремонту.