За последние несколько месяцев значительно возросло число обращений к Сергею Бабуркину, связанных с проведением мероприятий по вакцинации граждан от Cоvid-19. Доля таких обращений сегодня составляет около трети от общего числа поступивших жалоб в сфере защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Среди тех, кто обращается за помощью или консультацией к омбудсмену, — и те, кто считает, что их права нарушаются посредством принуждения к вакцинации, и сторонники вакцинации, которые требуют более решительных мер государства в борьбе с пандемией и более строгих санкций в отношении тех, кто уклоняется от исполнения государственных предписаний в этой части. Многие граждане интересуются позицией Уполномоченного по этому вопросу.
Сергей Бабуркин разъясняет: "Во всем мире вакцинация признана наиболее эффективным механизмом профилактики и подавления эпидемий. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения вакцинация от ковид-19 приравнивается к «экстренному» типу вакцинации. С точки зрения прав человека вакцинацию можно считать мерой обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь в широком понимании – с точки зрения охраны здоровья всего социума, большой совокупности людей.
Меры, которые сейчас принимаются во многих государствах и, в том числе, в нашей стране, направлены на обеспечение права на охрану здоровья именно в таком контексте. Они принимаются государственными органами, имеющими на это полномочия, в пределах их компетенций и в соответствии с законодательными актами - в Российский Федерации это Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др. Более того, органы и инстанции, уполномоченные принимать меры в этой сфере, несут полную ответственность за их принятие и проведение соответствующей политики.
Вместе с тем при проведении массовой вакцинации необходимо учитывать и личные права граждан — это прописанное в тех же нормативных актах право на добровольное информированное согласие на проведение медицинского вмешательства, и право на отказ от такого вмешательства, и обязательный учет противопоказаний, и т.д.
Принимаемые экстренные меры должны быть, с одной стороны, достаточными с точки зрения обеспечения защиты от эпидемии большого числа людей. Но, с другой стороны, они не должны быть избыточными, должны быть соразмерны рискам и опасностям, против которых направлены. Важно, чтобы в ходе борьбы с пандемией и тем более под предлогом этой борьбы не допускались нарушения прав человека.
Кроме того, уже сейчас очевидно, что необходимо приводить в соответствие разрозненные правовые акты, издаваемые по этому вопросу, ликвидировать имеющиеся пробелы и противоречия в нормативной базе, причем делать это по возможности оперативно. Правовые основания и порядок действий должны быть более четко и подробно прописаны и разъяснены как работодателям, так и гражданам, и, конечно, медицинским работникам. С такими предложениями я уже обратился в другие компетентные органы".