Разъсняем основные положения Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Закон определяет новые правила взаимодействия кредитора с должниками:
1. Коллекторы должны быть включены в специальный реестр, обязаны застраховать свою ответственность (страховая сумма - не менее 10 млн. руб.) и иметь сайт в сети Интернет. При этом чистые активы таких организаций должны составлять не менее 10 млн. рублей.
2. Коллекторы должны вести и хранить аудиозаписи переговоров с должником, а также хранить историю текстовой переписки.
3. Взаимодействие с третьими лицами – родственниками, соседями, друзьями, контакты которых указывал должник, будет ограничено. При этом на такое общение должно быть получено согласие самого третьего лица, которое можно отозвать, направив кредитору заказное письмо.
4. К взаимодействию с должником нельзя привлекать лиц, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, а также находящихся за рубежом.
5. Информацию о должнике нельзя размещать в интернете, жилом доме, других зданиях, а также сообщать о нем по месту работы.
6. Кредитор имеет право передавать данные должника коллектору только при наличии согласия должника в форме отдельного документа. При этом за должником остается право отозвать свое согласие.
7. Кредитор имеет право взаимодействовать с должником (личные встречи, телефонные переговоры, смс) либо лично, либо с привлечением только одного коллектора одновременно.
8. С должником нельзя взаимодействовать:
- в рабочие дни в период с 22 до 8 часов
- в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства (пребывания) должника, известному кредитору или коллектору;
- посредством личных встреч – не более одного раза в неделю;
- при взаимодействии посредством телефонных переговоров не более одного раза в сутки; не более двух раз в неделю и не более и не более восьми раз в месяц.
9. Вводятся ограничения по количеству смс сообщений и времени их отправки, установлено обязательное содержание сообщения.
10. Личные встречи и телефонные переговоры запрещены:
- с лицами в процедуре банкротства;
- с должником, который лишен или ограничен в дееспособности, находится на лечении в медицинской организации,
- с должниками – инвалидами первой группы.
- с несовершеннолетними.
11. Звонить должнику по телефону можно только с абонентских номеров, принадлежащих кредитору или коллектору, скрывать номер при этом нельзя.
12. Должник имеет право отказаться от взаимодействия (личных встреч, телефонных переговоров, смс и др., кроме почты) либо указать своего представителя (им может быть только адвокат). Уведомление может быть направлено не ранее чем через 4 месяца с даты возникновения просрочки через нотариуса или по почте заказным письмом либо путем вручения заявления под расписку.
13. Кредитор обязан в течение 30 рабочих дней с даты привлечения коллектора в письменной форме уведомить об этом должника.