Подлежат ли рассмотрению в порядке административного судопроизводства заявления об оспаривании решения Уполномоченного по правам человека в Ярославской области, принятого по результатам рассмотрения жалобы, адресованной Уполномоченному?
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Ярославской области (далее - Уполномоченный) определен Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Ярославской области от № 6-з "Об Уполномоченном по правам человека в Ярославской области" (далее - Закон).
Как следует из положений Закона, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области и его рабочий аппарат являются государственным органом, учрежденным в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
К одному из направлений деятельности Уполномоченного относится рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
При реализации функции по рассмотрению жалоб Уполномоченный вправе проверять самостоятельно или совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и свобод граждан; направлять органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, предотвращению подобных нарушений в дальнейшем; информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод граждан; предлагать компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина; осуществлять консультирование в устной и письменной форме по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина; направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании деятельности по осуществлению защиты прав и свобод граждан.
Из анализа приведенных норм следует, что решения Уполномоченного по результатам рассмотрения адресованных ему жалоб не могут нарушать какие-либо права обратившихся к нему лиц, поскольку не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов, включая право на судебную защиту, а также не возлагают на них какие-либо обязанности. Учитывая это, такие решения Уполномоченного не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 218 КАС РФ.
На основании изложенного судья отказывает в принятии заявления об оспаривании решения должностного лица рабочего аппарата Уполномоченного на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.