Оформляем заем в микрофинансовой организации: от каких навязанных услуг можно отказаться?
Зачастую вместе с займом микрофинансовые организации (МФО) предлагают различные сервисы – от смс-информирования до медпомощи. От части из них можно отказаться, часть других по закону являются бесплатными, но кредиторы ухитряются включить их в счет. О том, какие сервисы могут быть навязаны при выдаче займа и как избежать лишних трат, рассказывает эксперт Ярославского отделения Банка России Олег МАСКОВ.
Бесплатные услуги, за которые вам предлагают заплатить
- Проверка банковской карты. – Проверять, принадлежит ли вам карта или нет, является заботой кредитора, а не заемщика.
- Анализ кредитной истории. – Проверка кредитной истории – задача кредитора. Если организация действует в собственных интересах, то она не может брать плату с клиента. Лайфхак: дважды в год вы можете запросить отчеты вашей кредитной истории в бюро кредитных историй (БКИ) бесплатно и без чьей-либо помощи.
- Передача данных о займе нескольким БКИ якобы «для улучшения рейтинга». – МФО обязана направить информацию о займе минимум в одно БКИ. Рассылка информации по нескольким адресам не повлияет на ваш кредитный рейтинг.
- Комиссия, которую микрофинансовая организация удерживает при перечислении ссуды на ваш счет (порой достигает 4%). – Эта услуга неотделима от выдачи займа, поэтому априори должна быть бесплатна.
Платные услуги, от которых можно отказаться
- СМС-информирование. – МФО готовы заранее напоминать о дате платежа, уведомлять о внесенных суммах и остатке долга, но это же можете сделать и вы, установив напоминание на смартфоне или посмотрев историю в банковском приложении.
- Юридическое сопровождение, телемедицина, экстренная техпомощь на дорогах, другие консультации и сервисы не связаны с займом – от них можно отказаться.
- Страховка. Если вас убеждают, что заём не дадут без полиса страхования жизни и здоровья, то это обман. Но в ряде случаев страховка может снизить процент по займу. Поэтому самостоятельно пересчитайте расходы со страховкой и без нее.
Что делать, если МФО берет комиссию за бесплатные услуги?
Самое простое – обратится в другую организацию. Если деньги уже списаны, требуйте их вернуть. Отказываются – жалуйтесь финансовому омбудсмену, который рассматривает обращения клиентов финансовых организаций бесплатно, а его решения имеют такую же силу, как и постановления суда. Также можно обратиться в интернет-приемную Банка России.
В течение 30 дней с момента подписания договора вы можете отказаться даже от оплаченных дополнительных услуг. После оформления займа МФО пришлет уведомление со списком всех купленных услуг, и вы сможете еще раз обдумать, нужны ли они вам. Если отказ от каких-то из этих сервисов изменит ставку или другие условия долга, то в документе обязательно должно быть пояснение, что именно произойдет.
При оформлении займа важно не торопиться и внимательно читать все условия договора, особенно таблицу с индивидуальными условиями. В ней перечислены все дополнительные услуги, влияющие на условия кредитного договора. Обратите внимание, не проставлены ли заранее галочки в полях рядом с дополнительными услугами. Увидели – сразу отказывайтесь от работы с этой компанией и жалуйтесь в Банк России.
При выборе дополнительных услуг помните, что некоторые из них могут быть полезными. К примеру, страховка, когда вы берете большую сумму на долгий срок и хотите быть уверены, что при любых жизненных обстоятельствах сможете вернуть долг. В любом случае, какие услуги стоит брать, а от каких отказываться, – решать только вам.