Правовой ликбез: требования к внешнему виду работника (дресс-код) – это право или обязанность?

20192503 Titul DressCode

 

В практике работы Уполномоченного встречались единичные случаи обращений по поводу споров работников с работодателями на предмет правомерности введения в организациях дресс-кода.

Отметим, что дресс-код, хотя и под другими названиями, существует уже много лет. При этом жесткие требования к внешнему виду работников традиционно были характерны для государственных организаций, медицинских учреждений, правоохранительных органов, военизированных организаций.

Прочие организации - чаще в устном порядке - предписывали своим служащим опрятный внешний вид, а также рекомендательно ограничивали ношение некоторых видов одежды: например, женщинам-преподавателям школ не рекомендовали носить брюки.

В наши дни понятие «дресс-код» начали использовать повсеместно, однако у работников временами возникают претензии к работодателям, когда требования к внешнему виду, по их мнению, ущемляют их гражданские права.

Уполномоченный разъясняет несколько вопросов, возникающих у всех, кто сталкивается с понятием «дресс-код».

Если дресс-код в компании является частью корпоративной культуры, оптимальным решением будет закрепить его действие в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или в отдельном локальном нормативном акте. Кроме того полезна будет подробная визуализация дресс-кода в презентации с детальным описанием стилей одежды для каждой принятой в компании ситуации (переговоры, прием клиентов и т.д.), а также с описанием видов одежды, обуви, аксессуаров, требований к прическе, макияжу (у женщин), допустимой парфюмерии и т.д.

Подобная презентация может стать приложением к внутреннему нормативному акту, определяющему действие дресс-кода. Внутренний нормативный акт с приложением передается на ознакомление сотрудникам с последующей подписью об ознакомлении.

Персональный дресс-код, если таковой требуется лишь для отдельных сотрудников, может быть включен в трудовой договор или должностную инструкцию с согласия сотрудника. При установлении дресс-кода учитывается специфика деятельности организации.

Те же рекомендации можно отнести и к организациям, устанавливающим дресс-код в виде специально разработанной униформы (например, банки, отели). Униформа для  работников разных уровней – старший, средний, младший персонал – может отличаться в деталях, но нести на себе обязательные элементы фирменного стиля компании. При этом также следует разработать и подробно описать рекомендации к каждому виду униформы, и затем передать их работникам на ознакомление и подпись. Подобные документы позволят в дальнейшем избежать споров с работниками, а в случаях возникновения споров, оперативно и грамотно их разрешить.

Работодателям следует помнить о том, что правила дресс-кода не должны ограничивать сотрудников физически – например, рамками размера одежды – и не должны становиться препятствием к комфортным условиям работы.

Если дресс-код введен в организации официально, его действие закреплено в нормативных актах, трудовом или коллективном договоре, несоблюдение дресс-кода сотрудником может быть приравнено к нарушению трудовой дисциплины. При необходимости нарушение может быть отражено в акте проверки или докладной на имя руководителя с указанием возможных негативных последствий от данного проступка.

К негативным последствиям можно отнести вред репутации предприятия или организации, сотрудник которой выглядел неподобающим образом и моральный ущерб, если речь идет об образовательных организациях.

*При подготовке материала использована информация АО "Консультант Плюс".

Контакты

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  Приемная: (4852) 78-60-32

  Факс: (4852) 40-17-35

Адрес: 150000, г. Ярославль,
ул. Революционная, д. 28, 1-й этаж

Одноклассники      Вконтакте

Телеграм

 

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5